Цель: в конце занятия учащиеся будут знать основные виды преступлений против
половой неприкосновенности несовершеннолетних; познакомятся с алгоритмом
собственных действий по профилактике данного рода преступных действий,
действиями, если данные преступления совершены против них или они стали
свидетелем.
Задачи:
- Актуализировать такие понятия, как «насилие», «домашнее насилие»; познакомить с понятием «половая неприкосновенность»; систематизировать знания о видах насилия; раскрыть виды преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних; познакомить с алгоритмом действий по профилактике данного рода преступлений;
- Способствовать развитию внимания, памяти; учить оценивать собственные действия и действия окружающих со стороны законности и законодательства; продолжить работы по формированию навыков устной речи: учить строить собственное высказывание четко, логично, аргументировано;
- Формировать навыки безопасного поведения;
Материалы и оборудование: иллюстрации по теме, таблицы, кластер «насилие»;
памятки и буклеты по теме.
Ход занятия
- Организационный этап
(формирование атмосферы, соответствующей тематике данного занятия)
- Этап подготовки к восприятию нового материала
- Прослушивание аудиозаписи «звук побоев»
- Какие ассоциации возникли у вас, при прослушивании данной аудиозаписи?
- Как вы думаете, что происходит на том конце провода?
- Как одним словом назвать ту ситуацию, которую вы описали?
2.2. Актуализация знаний
- Верно, здесь как нельзя точно подходит слово «насилие». Мы с вами уже говорили о данном понятии, когда речь шла о домашнем насилии. Давайте вспомним, что значат данные понятия «насилие» и «домашнее насилие». (учащиеся объясняют значение сначала своими словами, а затем зачитывают определение)
Наси́лие — «преднамеренное применение физической силы или власти,
действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против
иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются
(либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные
повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии
или различного рода ущерб»
Домашнее насилие – это преднамеренное применение различных форм физического,
сексуального, психологического и экономического насилия
одним членом семьи в отношении другого, результатом
которого являются телесные повреждения, эмоциональная
травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.
2.3. Работа с таблицами
- Кроме определений, мы свами говорили и о видах насилия. Давайте их вспомним.
2.4. Составление кластера «Виды насилия» (в парах)
(все таблицы с доски убираются, и учащиеся в парах составляют кластер «Виды насилия)
- Этап работы с новой информацией
- Какой из видов насилия не обозначен в данном кластере?
- Верно, половое (сексуальное). Именно о данном виде насилия мы будем говорить сегодня подробнее.
Сексуальное насилие – насильственные действия, при которых человека силой,
угрозой или обманом принуждают вопреки его желанию к
какой-либо форме сексуальных отношений.
- А говорим мы сегодня на такую серьезную тему связано с тем, что в наше время все чаще и чаще происходят преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
Половая неприкосновенность – правовая защищённость от сексуального
посягательства, полный запрет на совершение
действий сексуального характера в отношении другого
лица. Данное понятие применимо только к лицам, не
достигшим 16-ти лет.
Виды сексуального насилия:
- прикосновение к человеку без его согласия;
- принуждение человека раздеваться;
- детская порнография;
- педофилия (принуждение человека вступать с ним в сексуальный контакт).
(учитель дает краткий комментарии на каждый из видов сексуального насилия)
- Применение знаний и умений на практике
4.1. Составление памяток учащимися и анализ памяток из интернета
- Как же не стать жертвой данного рода преступлений? Давайте составим небольшую памятку.
4.2. Анализ буклетов «Признаки сексуального насилия для детей и подростков»
4.3. Что делать, если ты стал жертвой сексуального насилия или его свидетелем
- Подведение итогов
- О какой теме мы сегодня говорили?
- Что такое насилие?
- Какие виды насилия против половой неприкосновенности несовершеннолетних вы запомнили?
- Как защитить себя от того, чтобы не стать жертвой данного рода преступлений?
- Рефлексия