РУ БЕ EN DE AR PL FR

Советы психолога

Республиканский центр психологической помощи (далее – РЦПП) был создан в апреле 2019 года в структуре Института психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка

согласно приказу Министерства образования Республики Беларусь.

РЦПП ведёт свою деятельность в двух основных направлениях:

  1. Информационно-методическая поддержка по вопросам психологической помощи участникам образовательного процесса:
  • организация и проведение циклов обучающих семинаров-практикумов для региональных специалистов-психологов и социальных педагогов по овладению навыками кризисного вмешательства;
  • исследования по проблемам школьного насилия (буллинг, моббинг, кибербуллинг), суицидального поведения;
  • разработка методических пособий, буклетов, практикумов для психологов учреждений образования, детей, родителей и учителей в интересах создания и поддержания безопасной образовательной среды;
  • проведение конференций по проблемам кризисной психологии.
  1. Психологическая помощь участникам образовательного процесса в кризисных ситуациях:
  • организация и оказание психологической помощи в посткризисных ситуациях в учреждениях образования;
  • экстренная психологическая помощь в кризисных ситуациях;
  • организация и проведение циклов обучающих практикумов по овладению навыками кризисного вмешательства;
  • проведение образовательной и просветительской деятельности, обучение учителей, социальных педагогов, педагогов-психологов оказанию психологической помощи субъектам образовательного процесса;
  • организация республиканской системы супервизии для специалистов системы образования.

Работа РЦПП направлена на специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования, педагогов, учащихся и их родителей, оказавшихся в кризисных и затруднительных жизненных ситуациях.

РЦПП также будет координировать республиканскую сеть психологической помощи, призванную своевременно и профессионально реагировать на кризисные события на местах.

Специалисты центра будут оказывать квалифицированную психологическую помощь учащимся и студентам, родителям
и педагогическим работникам, оказавшимся в кризисных ситуациях.

Для учителей, социальных педагогов, педагогов-психологов страны сотрудники центра будут проводить обучающие семинары
по вопросам оказания психологической помощи субъектам образовательного процесса. Кроме того, для работников учреждений образования, детей и родителей будут разрабатываться методические пособия, практикумы, рекомендации по созданию и поддержанию безопасной образовательной среды.

         Контактные данные центра: г. Минск, ул. Чюрлениса, 3, (1 этаж общежития № 8 БГПУ). E-mail: rcpp@bspu.by. Телефон: +375173001006.

 

Конец формы

Семь шагов к взвешенному решению (рекомендации психолога по профориентации)

1. Составить список подходящих профессий

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2. Составить перечень требований выбираемой профессии

Составьте список своих требований:

1.​ выбираемая профессия и будущий род занятий;

2.​ выбираемая профессия и жизненные ценности;

3.​ выбираемая профессия и жизненные цели;

4.​ выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;

5.​ выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

6.​ желательный уровень профессиональной подготовки;

7.​ выбираемая профессия и мои склонности и способности;

8.​ желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии.

Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитать и проанализировать результаты

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить:

1.​ в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование,

2.​ как развивать в себе профессионально важные качества,

3.​ как можно получить практический опыт работы по данной специальности,

4.​ как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Социально-педагогическая и психологическая служба напоминает:

"Поделись своей проблемой с другими. Всегда рядом найдется человек, которому ты не безразличен."

"Ты сам творец своей жизни: счастье, любовь, солнце за окном - все рядом, только протяни руку."

"Жизнь как зебра: череда черного и белого. Дай возможность наступить следующему дню - увидишь, что он будет лучше, чем сегодняшний."

 

 

Правила для родителей подростков

Правило номер один

Займитесь собой. Если до этого момента у вас не было личной практики осознанности, самое время ее завести. Найдите то, что вам по душе. В противном случае, вы постоянно будете искать к чему придраться в своем ребенке.

Правило номер два

Дышите. Когда вы разговариваете с человеком, у которого внутри революция (в данном случае — революция, связанная с так называемым “переходным возрастом”), всегда в начале разговора нужно физически вдохнуть. Это не фигуральное выражение. Глубокий вдох — и поехали. Всегда-всегда, даже если мы разговариваем на приятную тему.

Правило номер три

Принимать их такими, какие они есть. Но это легко сказать, а что это такое и как это — принимать? Напоминайте себе, что вы находитесь сейчас с любимым человеком, которому больно, да-да: больно, даже если вам кажется, что ему хорошо. Помните сказку Ганса Христиана Андерсена о Русалочке, которой ужасно больно, когда она ходит? Человек в переходном возрасте примерно так и живет: он все чувствует намного ярче, чем мы с вами — и когда ему хорошо, и когда плохо.

Правило номер четыре

Идите у него на поводу. Даю этот совет с осторожностью, но всем сердцем. Если, например, человек в возрасте 15 лет приходит домой и говорит: “Я хочу мороженое”, значит, он верит в то, что вы ему это мороженое дадите, что вы — партнер. Ведь он достиг возраста, когда может и сам взять все, что хочет. Помните это, восхищайтесь тем, что ваши отношения таковы и “дайте мороженое”.

Правило номер пять

Напоминайте себе, что это ваш любимый человек. Он пробует разные способы взаимодействия с действительностью. И если он валяется на кровати и смотрит в потолок, это не значит, что он бездельничает. В этот момент у него проходит колоссальная душевная работа. Как каждый из нас, он имеет право лежать и думать.

Не правда ли, когда у нас начинается новый роман, нам вдруг становится безумно важно, что этот человек любит, чего не любит, какую еду ест, какие фильмы смотрит, в какие компьютерные игры играет. И если он лежит на кровати и смотрит в потолок, нам кажется, что он лучше всех в мире лежит на кровати и смотрит в потолок… Так вот, я желаю вам такого же отношения к вашему ребёнку – головокружительного романа с ним.

Правило номер шесть

Рассказывайте о себе. Даже если вам кажется, что его это не интересует. Как ваш день прошел, что у вас получилось, что нет, чего вы боитесь. Это ваш шанс на связь сейчас и в дальнейшем. Не работает с людьми в этом возрасте “Что было в школе? Как прошел день?”. Он уже рассказал, кому надо, как прошел его день. Все, что вам остается, это рассказать, как прошел ваш. И тогда не исключено, что он расскажет о себе. Или, во всяком случае, будет знать, что если ему захочется поделиться, есть ухо, готовое выслушать.

Правило номер семь

Помните о том, что у него появляется много новых интересов. И это будет сумасшедшее счастье, если он пустит в эти новые интересы вас. Бессмысленно затягивать его в старые. Поздно. Если вы — любитель-рыболов, и до 11 лет он не “подсел” вместе с вами на рыбную ловлю, шансы, что он полюбит это занятие, невелики. Зато, если вместо рыбалки он начнет метать копье, у вас появляется шанс пометать копье вместе с ним. Помните, что рядом с вами находится цельная, органичная, самостоятельная личность, и вы можете познакомиться с этим человеком заново.

Главное правило:

Создайте ребенку тыл. Человеку он нужен. Особенно в переходном возрасте. “Передовой” ему хватает и без вас. Пусть дом станет для него тылом – где можно побыть слабым, помолчать когда хочется, просто отдохнуть.

Уберечь от суицида

Когда ты будешь ценить то, что у тебя есть, а не жить в поиске идеалов, тогда ты по-настоящему станешь счастливым.

Ницше Фридрих

Памятка по профилактике суицидального поведения детей и подростков

Самоубийство (суицид) — намеренное желание лишить себя жизни.

Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, намерения, попытки (покушения) и завершенные суициды.

В подростковом возрасте уровень завершенных суицидов на 3-м месте среди других возрастных групп, уровень суицидальных попыток максимальный.         

В возрасте до 10 лет суицидальные попытки редки, завершенные суициды единичны.

Выделяется 3 типа суицидального поведения:

  • 1) демонстративное —  без намерения покончить с собой;
  • 2) аффективное — суицидальные попытки, совершенные на высоте аффекта;
  • 3) истинное — обдуманное и постепенное выполнение намерения покончить с собой.

Причины:

  • 1. Лично-семейные конфликты (развод, болезнь или смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбление);
  • 2.Состояние здоровья (психические и соматические заболевания, инвалидность);
  • 3.Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента (опасения уголовной ответственности, позор, боязнь наказания);
  • 4. Конфликт, связанный с работой или учебой;
  • 5. Материально-бытовые трудности.

Выделяют следующие причины подростковых самоубийств: — конфликты с окружающими — 94%, в первую очередь с родителями — 66% — переживание обиды — 32% — чувство одиночества, стыда, недовольства собой, боязнь наказания — 38% — состояние здоровья — 15%.

Детским попыткам самоубийств могут предшествовать: — вина и стыд за проступки; — насилие над детьми, развод родителей; — алкоголизм или амбивалентное отношение матери; — потеря близких, а также гиперопека или заброшенность.

Мотивы часто не соответствуют причинам, для каждого суицидента самоубийство имеет личностный смысл, причем не смертельный, а вполне жизненный. Подростковые попытки бывают продиктованы мотивами манипулирования, контроля над другими и нежеланием умереть.

  • 1. Протест — непримиримость, желание наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы фактом собственной смерти.
  • 2. Призыв — желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие: «Посмотрите, как мене больно!»
  • 3. Избежание — устранение себя от наказаний, непереносимой угрозы или физических страданий, например, в случае тяжелого заболевания.
  • 4. Самонаказание — протест во внутреннем плане, когда разрушительной силой выступает чувство стыда или вины.
  • 5. Отказ — полная капитуляция, сближение цели суицида с мотивом, нарастает серьезность.

Психологические особенности самоубийц: — Эгоцентризм. Человек весь погружен в себя, свои мучительные переживания, страдания. — Аутоагрессия. Негативное отношение к себе включает негативную самооценку, суицидальные мысли и действия. — Пессимистическая установка на перспективы выхода из кризиса, депрессия. — Паранойяльность. Одна ценность приобретает сверхценный характер, если она не удовлетворяется, то вся жизнь обессмысливается. — Система мотивов. Суицидальное поведение всегда полимотивировано и зависит от многих факторов: возраста, пола, социального, экономического положения, причины самоубийства.

Признаки появления суицидальных намерений у подростков — Сужение интересов, внутренняя концентрация; — Торможение агрессии, направленной вовне и переключение ее на собственную личность; — Желание умереть и фантазирование на темы самоубийства.

Как   относиться:

Если вы родитель, воспитатель, социальный работник или любой другой специалист, который сталкивается с какими- либо проявлениями суицидального поведения, вам необходимо знать о мифах, существующих в обществе:

  • 1) «У самоубийцы нарушена психика». Лишь 15-20%, совершивших самоубийство, психически нездоровы.
  • 2) «Это особый склад характера: чувствительные, меланхоличные и эксцентричные люди». Мысли о самоубийстве могут возникнуть у любого человека.
  • 3) «Существует влечение к самоубийству, однажды возникнув, такие мысли не отступят». Именно в этом случае можно говорить о невротическом состоянии, а такие представления объясняются страхом ,перед неведомым и запретным.
  • 4) «Существует наследственная предрасположенность к суициду». Возможно суицидальное подражание у ближайшего окружения, но генетической предрасположенности не существует.
  • 5) «Тот, кто действительно решает лишить себя жизни, вряд ли будет предупреждать об этом окружающих». Истинность намерений всегда проверить очень сложно, разговоры о собственной смерти — это признак кризиса.

Вы можете столкнуться с самыми разными чувствами, возникающими, когда кто-либо из близких или клиентов выражает суицидальные намерения. Это могут быть: — страх, тревога, сочувствие — нетерпение, раздражение, отвержение. Если вы не верите высказываниям о самоубийстве, помните, что они всегда означают, что человеку трудно, и он пытается найти выход из кризисной ситуации. Для подростков проблема собственной смерти может быть связана с развитием самосознания, процессом поиска смысла жизни и этот вопрос им необходимо решить для перехода к зрелости. 50 % подростков думали об этом (по анкетным данным).

Что  делать?

Если вы не видите серьезных оснований для кризиса, и он продолжается — необходимо обсуждать трудную для подростка ситуацию и искать ее  причины.   В детском возрасте трудно переоценить роль спокойной уверенности и любви матери в предотвращении суицидальных попыток. Сплоченность родителей, умение нести ответственность за суицидальное поведение детей (не обольщайтесь — это не только «шантаж»), установление доверительных отношений с детьми могут быстро воздействовать на суицидальное поведение подростков.          Если связи родитель-ребенок затруднены, всегда есть возможность   обратиться в службу по  Доверия.

Суицидальные наклонности у подростков выявить сложно, но возможно. Однако мало кто из родителей знает, как вести себя в этой ситуации, чтобы не усугубить её.

Когда родители подозревают, что их ребёнок связался с какой-то сомнительной компанией, проводит много времени в группах, посвящённых суициду, или у него есть большой интерес к смерти, важно предложить ему альтернативу всему этому. Подростки часто не воспринимают смерть достаточно серьёзно, романтизируют её. Они не думают о том, что это — конец истории.

Важно донести, что реальная смерть — никакой не переход.

Общий смысл ваших посланий должен быть таким: пока ты живёшь, у тебя есть возможность выбора, может быть так, может быть по-другому. Но на протяжении всей твоей жизни у тебя есть и будет много возможностей, что бы ни случилось. Когда же наступит смерть, ты уже не сможешь выбирать, это точка, за которой больше ничего не будет.

Чаще дети скрывают мысли о смерти и не готовы обсуждать их с родителями, но иногда они всё же могут затрагивать эту тему.

Важно поддерживать подобные разговоры, а не пресекать их.

Не надо критиковать ребёнка, даже если он говорит какие-то очень странные вещи, например, что смерть — это красиво, это освобождение. Сначала дайте ему высказаться, не оценивая его. Только потом есть смысл спокойно привести свои доводы в пользу того, что у жизни больше красок и возможностей, чем у смерти. Даже если тебя сейчас что-то не устраивает, пока ты жив, ты в силах всё изменить.

Разговаривайте с ребёнком о том, о чём хочет именно он. Когда к вам обращаются, с каким угодно вопросом, поддерживайте тему, смотрите, слушайте, даже если вам кажется, что всё это какая-то ерунда. Только не имитируйте процесс, а будьте в нём.

В ситуации, когда ребёнок не проявляет инициативу к общению, у вас самих есть возможность вызвать его на диалог. Лишний раз ласково и внимательно, с добротой, а не с раздражением можно спросить, как он спал, как дела в школе и т. д. Но делайте это аккуратно и ненавязчиво, с заботой, как будто вы будите спящего человека. Можно задать какие-то вопросы о социальных сетях, в которых сидит сын или дочь, но опять же таким тоном, чтобы вам хотелось ответить. Если подросток не отвечает — не надо брать «крепость штурмом».

Поскольку в данной ситуации основная задача родителей — помочь ребёнку полюбить жизнь, не надо создавать для него невыносимые условия проживания. Часто, когда взрослые видят, как их дети начинают отвергать жизнь, они впадают в истерику и бросаются фразами: «Ты неблагодарный, мы тебе столько всего дали».

Забудьте об этом!!!!!!!

Вы должны транслировать только одно: жизнь — хороша и прекрасна, и нужно бороться за неё до последнего. Не повышайте голос, не упрекайте. Подросток находится в своеобразном состоянии, схожем, по сути, с ранимостью болеющего человека. Поэтому с ними нужно общаться очень осторожно. Если мы будем устраивать истерики, то он ещё быстрее побежит к своим псевдодрузьям.

Очень важно уважать своего ребёнка, тогда его жизнь станет безопаснее, в ней будет больше доверия к миру, и не будет причин уходить из неё.

Педагог-психолог Гоман В. И.

Рекомендации родителям

https://sch108.minskedu.gov.by/files/00218/obj/110/12183/img/42943.gif

Десять заповедей для родителей

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы сделали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

            Педагог - психолог                                   Гоман В. И. 

 

 

Памятка родителям

ЖЕСТОКОСТЬ…    НАСИЛИЕ…        ДЕТИ…

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями.

4 основные формы насилия над детьми

1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

2. Сексуальное насилие (развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

3. Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка

- угрозы в адрес ребёнка в словесной форме

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка

- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка

- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний

- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.

4. Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая

К жестокому обращению с детьми склонны родители, которые:

  • не являются биологически родными для ребенка;
  • часто конфликтуют в семье, импульсивны, эмоционально неустойчивы, имеют психические и личностных расстройства;
  • в детстве сами пережили насилие;
  • обладают низким уровнем культуры и образования родителей, а также социально-экономическим статусом, например, принадлежат к категории безработных, имеют уголовное прошлое или настоящее;
  • воспитывают ребенка без супруга(и);
  • относительно молоды и неопытны, поэтому безразличны к состоянию и развитию ребенка;
  • склонны к злоупотреблению алкоголем либо приобщились к наркотикам;
  • обременены большим количеством детей.

 

 

Семейному насилию могут подвергаться дети:

  1. нежеланные или рожденные вскоре после смерти предыдущего ребенка;
  2. трудно вынашиваемые, часто болеющие и разлученные в течение первого года жизни с матерью, которая тяжело перенесла роды;
  3. живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшим (погодки);
  4. имеющие врожденные или приобретенные увечья, специфические особенности внешности, умственного (физического) развития, нарушения здоровья, в т.ч. сна, низкий интеллект и несформированные социальные навыки;
  5. отличающиеся отклонениями в  поведении, раздражающими привычками и такими чертами характера, как вспыльчивость, равнодушие, внушаемость, гиперактивность, непредсказуемость, замкнутость, требовательность, и др.

Физические, поведенческие и эмоциональные признаки насилия

  • синяки, ушибы, травмы;
  • отставание в развитии;
  • замедленные реакции на происходящее;
  • плохая успеваемость в школе;
  • ведет себя отстраненно, замыкается в себе;
  • избегает прикосновений;
  • беспричинная агрессия, вспыльчивость, слезы, истерики и т.д.;
  • робок и пуглив;
  • истощение;
  • одет не по погоде и сезону;
  • страхи, фобии, раздражительность и др.
  • при сексуальном насилии: боязнь контактов, сексуальная осведомленность «не по возрасту», венерические заболевания, синяки и царапины в области половых органов, сексуальное использование младших детей и т.д.

 

 

Три способа открыть ребёнку свою любовь

1. Слово

Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2. Прикосновение.

Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

3. Взгляд.

Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

 

 

 

Четыре заповеди мудрого родителя

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.

Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

Перестаньте шантажировать ребенка.

Не стыдите ребенка при свидетелях. У него тоже есть чувство собственного достоинства.