РУ БЕ EN DE AR PL FR

Как успешно подготовиться к экзаменам

Как успешно подготовиться к экзаменам (советы психолога)

СОВЕТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ

Самое важное в подготовке к экзаменам – это эффективная организация процесса заучивания и повторения.

Самый распространенный при подготовке среди школьников способ – оставлять все на последний день и последнюю ночь – является самым непродуктивным, поскольку в результате этого в голове остается такая "каша", что на экзамене бывает очень трудно разобраться и вспомнить нужную информацию, либо – в случае, если у вас очень хорошая память – все более-менее в порядке до экзамен, вы можете успешно вспомнить то, что читали накануне, но уже  через неделю в голове не останется почти ничего. Для долговременного хранения информации в памяти необходимо повторение, а этого вами сделано не было. Читая 1 раз, вы "включаете" в работу лишь кратковременную память, и через некоторое время незакрепленная информация вытесняется другой, более нужной в настоящий момент.

Несколько способов организации процесса повторения, которые  дают наибольший эффект

I способ. Ценность этого способа – в использовании перерывов при заучивании одного билета, одной темы и т.п., но не длинных. Сначала вы повторяете материал через 5 минут, затем - через 1 час, после – через день.

II способ. Организация рационального повторения:

1. Прочитать – повторить.

2. Повторить через 10-15 минут.

3. Повторить через 8-9 часов.

4. Повторить через день.

III способ. Формула успешного повторения ОЧОГ.

О – ориентировка. Прочитайте текст с целью понять его главные мысли. Если надо, подчеркните их, выпишите, повторите в памяти.

Ч – чтение. Прочитайте текст внимательно и постарайтесь выделить второстепенные детали, установите их связь с главными мыслями. Несколько раз повторите главные мысли в их связи со второстепенными.

О – обзор. Быстро просмотрите текст. Чтобы углубить понимание текста, поставьте вопросы к главным мыслям.

Г – главное. Мысленно перескажите текст, или еще лучше, перескажите его кому-нибудь или себе вслух, припоминая при этом главные мысли.

Число повторений должно быть 2-3.

ВРЕМЯ ДО ЭКЗАМЕНОВ:

  1. Соберите всю информацию о порядке проведения экзамена, экзаменаторах, процессе экзамена и темах на экзамене.
  2. Составьте долгосрочный план, а также планы на каждый день. Не забудьте внести в план перерывы и время для приятных занятий.
  3. Позаботьтесь о рабочих материалах и материалах для экзаменов.
  4. Подготовьте рабочее место таким образом, чтобы как можно меньше отвлекаться.
  5. Начните с упражнений, мотивирующих ваши мысли о том, что прибавится позитивного в вашей жизни после экзамена.
  6. Хвалите себя за каждый, даже маленький, успех в обучении согласно вашему плану.
  7. Работайте над преодолением вызывающих страх мыслей.
  8. Обязательно предусмотрите во время работы маленькие паузы для расслабления.
  9. Осваивайте навыки расслабления.
  10. Делайте перед сном упражнения на расслабление.

ДЕНЬ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ:

  1. Проведите этот день не над учебниками, а занимаясь чем-то расслабляющим.
  2. Подготовьте одежду и все то, что вы должны взять с собой на экзамен.
  3. Поставьте будильник на такое время, чтобы утром вы могли собраться совершенно спокойно и не спеша.
  4. Представьте себе еще раз, как вы на следующее утро спокойно идете на экзамен, и если возникает страх, то как вы успешно его преодолеваете.

ДЕНЬ ЭКЗАМЕНА:

  1. Начните день с расслабляющих упражнений в кровати.
  2. Очень легко, но питательно позавтракайте.
  3. Избегайте слишком большого количества кофе, никотина и колы, поскольку они могут привести к перевозбуждению.
  4. Сделайте упражнение на дыхание перед входом в помещение, где проходит экзамен. Внушайте себе следующее: «Я хорошо подготовился, я справлюсь».
  5. Избегайте ваших товарищей по несчастью, которые уже натренированы предсказывать разного рода катастрофы.

Имея в распоряжении всего несколько дней для подготовки к экзамену или контрольной работе, следует сначала просмотреть весь материал и распределить его: за первые два дня надо охватить большую часть, за третий — остальную, четвертый посвятить повторению. Повторять материал желательно ежедневно, так как на следующий день 20— 30% прочитанного из памяти улетучивается. Поэтому первые полтора-два часа лучше освежать в памяти пройденное накануне.

Нельзя забывать про коварные психологические «ловушки»:

  1. Первая — это эффект узнавания. Глядя в текст, ученик чувствует, что когда-то он все это видел, читал, а потому незачем терять время на изучение этого вопроса, можно переходить к следующему. Но узнавание поверхностно. Материал, кажущийся знакомым, тоже надо повторить!
  2. Еще одна ловушка — эффект края. Психологи указывают, что при прочтении любого текста лучше запоминаются его начало и конец, поэтому при запоминании и повторении повышенное внимание надо уделить середине текста.

Как правило, ученик сам хорошо знает, как ему удобнее запоминать.

  1. Одному полезно читать вслух, поскольку у него лучше развита слуховая память. Самое эффективное для него — репетиция ответа перед зеркалом.
  2. А тому, кто лучше запоминает не услышанное, а написанное, помогут... шпаргалки. Да, текст, коротко и емко изложен­ный на небольшом листке, хорошо запоминается. Надо только помнить, что польза шпаргалки распространяется лишь до порога класса. За этим порогом начинается вред: в луч­шем случае придется краснеть от стыда, а если учитель не столь мягкосердечен, то возможны и худшие варианты...
  3. Поэтому готовиться лучше в макси­мальном приближении к ре­альной обстановке: учить, сидя за столом, проговаривать ответ стоя «у доски», может быть, даже в том же кос­тюме, в котором отправишься в школу. Кто-то мудро заметил: «Если вы хотите добиться успеха — ведите себя так, словно вы его уже добились». Вид спокойного, уверенного в себе ученика действует на экзаменатора положительно, а вот дрожь в коленках и по­добные симптомы стресса не­вольно порождают подозрение: наверное, плохо знает, раз так боится...

Идя на контрольную или экзамен, ученик должен сосредоточиться на достижении успеха, а не думать о возможном провале. Так воин накануне штурма не должен думать о госпитале. Конечно, от неудачи не застрахован никто, но чем меньше ее боишься, тем более вероятен успех.

УСПЕШНОЙ СДАЧИ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ!!!